На главную страницу сайта К. Полякова
Преподавание, наука и жизнь.
 
главная школа вуз наука delphi программы походы автор
 Лента новостей Новости Блог Блог 

 

Этот сайт больше не обновляется. Сайт К. Полякова «Преподавание, наука и жизнь» переехал по адресу kpolyakov.spb.ru. Новый адрес страницы, к которой вы обратились: Пожалуйста, обновите свои закладки. Через 5 секунд вы будете перенаправлены на новый сайт автоматически.
Угринович Н. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса. Хорошо.

Методизмы

Угринович Н. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. 4-е изд.

М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.

Резюме

Очень неплохой учебник. Есть мелкие ошибки, но в целом впечатление положительное. Вполне подойдет для общеобразовательных классов.

[ссылки на учебники астрономии и физики для 11 класса] (с. 10)

«Дядя Миша! Ты посмотри, где я, а где — завтра!» (М. Задорнов). Дети учатся в 8-ом классе. Какой им толк от ссылок на то, что они увидят через 3 года?

[1 бит] — это количество информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность в два раза. (с. 27)

Бросили монету, выпал «орел». Какая неопределенность осталась? тогда почему в два раза? Логичнее так: «... сообщение в результате которого выбирается один из двух (равновероятных) вариантов».

Чем менее вероятно получение знака, тем больше его информационная емкость. (с. 32)

В школьном курсе рассматривается только формула Шеннона для вычисления среднего количества информации, связанного с системой. Оно определяется вероятностями событий, составляющих полную систему, но не зависит от того, какое именно событие реализовано.

Для того, чтобы приведенное утверждение не было чисто умозрительным, нужно говорить об информации, связанной с реализацией отдельных событий: Hi = — log2 pi, где pi — вероятность i-ого события. Но в 8-ом классе логарифмы еще не проходят, не говоря уже о теории вероятностей.

... нет импульса — «0», есть импульс — «1». (с. 35)

Может быть и наоборот (инверсная логика).

Файл — это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти. (с. 53)

Файлы можно создать и на RAM-диске (в оперативной памяти), тогда это определение не проходит.

... целесообразно архивировать файлы (уменьшать их информационный объем). (с. 56)

Понятие информационный объем нигде не определяется. Здесь, очевидно, имеется ввиду объем данных на диске. Но это не одно и то же.

Лучше всего сжимаются файлы данных и практически не сжимаются файлы программ. (с. 56)

Без объяснения принципов сжатия это пустое и, в общем-то, неверное утверждение. Дело только в том, есть ли в файле некоторая «избыточная информация» (например, повторяющиеся цепочки бит), которую упаковщик может использовать для уменьшения объема файла. Файл, заполненный равномерно распределенными случайными числами (данные!) вообще не сжимается.

Загрузка операционной системы начинается ... после одновременного нажатия комбинации клавиш Ctrl+Alt+Del на клавиатуре. (с. 58)

В современных версиях Windows комбинация Ctrl+Alt+Del не приводит к «горячей перезагрузке» (как в MS DOS), а вызывает окно «Безопасность Windows» (или окно Диспетчера задач).

Флажок обеспечивает присваивание какому-либо параметру определенного значения. (с. 63)

«Если кто-то кое-где у нас порой...». Почему бы не сказать «логического значения» (1/0, включено/выключено)?

Наибольшую опасность создают почтовые сетевые вирусы... (с. 70)

По статистике сайта Е. Касперского почтовые вирусы действительно наиболее активны. Однако для того, чтобы заработал почтовый вирус, пользователю чаще всего надо самому запустить его, поэтому эпидемии почтовых червей вызваны в первую очередь «дырами в головах».

Для здравомыслящих людей, на мой взгляд, наиболее опасны вирусы, которые начинают «работать» без каких-либо ошибочных действий человека (например, «бесфайловые» черви).

Наиболее эффективны в борьбе с компьютерными вирусами антивирусные программы. (с. 72)

Выражение «наиболее эффективны» вызывает недоумение хотя бы потому, что авторы не упоминают никакие другие методы (например, файрволы, аппаратные средства, онлайновые антивирусы). А «лучшее» решение — вообще изолировать компьютер от внешних источников данных.

В текстовом режиме ... 25 строк по 80 символов в строке ... определите объем тестовой информации в кодировке UNICODE. (с. 77)

Если изучить структуру видеопамяти в текстовом режиме, станет понятно, почему кодировка UNICODE не может использоваться: на код символа отводится 1 байт.

Кроме того, кодировки UNICODE бывают разные. Обычно имеют ввиду UTF-16 (16-битную версию), хотя есть еще UTF-8 и UTF-32 (см. Википедию).

Чаще всего используют четыре способа выравнивания абзацев: по левому краю, по центру, по правому краю и по ширине. (с. 89)

Какие способы есть еще?

Задание с выборочным ответом. В маркированном списке для обозначения элементов используются: 1) латинские буквы; 2) русские буквы; 3) римские цифры; 4) графические значки. (с. 92)

В качестве маркера можно использовать любой символ. К тому же, римские цифры — записываются так же, как латинские буквы.

Для хранения целых неотрицательных чисел отводится одна ячейка памяти (8 бит).
 Для хранения целых чисел со знаком отводится две ячейки памяти (16 бит)... (с. 113)

Это только частные случаи.

Ряд данных — это множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме. (с. 127)

Неточно. Часто на диаграмме отображаются сразу несколько рядов.

На линейчатой диаграмме категории являются подписями столбцов. (с. 127)

Это столбчатая диаграмма или гистограмма.

© 2000-2015 К. Поляков
 

В Контакте