Школьные отметки
Большинство учеников современной средней школы четко усвоили, что их задача получать хорошие отметки. Такого же мнения придерживаются и многие родители. Это плохо, потому что
- для ученика и родителей отметка сама по себе становится целью;
- плохая отметка (или любая отметка ниже ожидаемой) может стать поводом для серьезного расстройства, вплоть до трагедий;
- иногда негласно считается, что в погоне за хорошей отметкой «все средства хороши» (в первую очередь здесь я имею в виду «священных коров» потенциальных медалистов).
Отметочная система в России имеет долгую историю, но результаты работы ученых мужей и дам в этом направлении не внушают оптимизма. Пожалуй, лучше всего пишет на эту тему выдающийся педагог Шалва Амонашвили.
С одной стороны, отметка должна показывать, насколько хорошо усвоен материал. В реальности она скорее показывает, насколько ученик исполнителен. Это я о том, что часто можно получить пятерку, не понимая тему урока вообще (знаю по личному опыту).
С другой стороны (наверное, это самое главное), отметка должна показывать, куда двигаться дальше. То есть, служить стимулом так в Древнем Риме называли палку, которой погоняли ослов. Возвращаясь в наше время: отметка это просто сигнал о том, что какой-то материал усвоен недостаточно. И оценочная система должна строиться так, чтобы подталкивать ученика в нужном направлении.
«Двойка» не означает, что ты «плохой», она просто говорит о том, что материал не освоен, цель обучения не достигнута, нужно работать. И всё. Также и «пятерка» не означает, что ты «хороший», но показывает (в идеале), что необходимые знания получены в полном соответствии с программой.
Поэтому хочется пожелать:
- тем, кто учится не бояться получить плохую оценку, но воспринимать ее как сигнал к действию;
- тем, кто учит использовать оценки только как инструмент для того, чтобы ученики лучше освоили материал;
- родителям не зацикливаться на отметках своих чад, особенно хорошо успевающих (они очень от этого страдают).
С Новым Годом!